У подножия Хан-Тенгри: путешествие полковника Маннергейма в Синьцзяне (Продолжение)


На перевале Бульнинг-Тупесе-даван

В Аксу Маннергейм принял решение предпринять рекогносцировку пути из Аксу на Кульджу через знаменитый Музартский проход в Тянь-Шане. Дело в том, что последние русские рекогносцировки Музартского прохода относились к периоду владения Россией Илийским краем (1871 – 1881 гг.), которые хотя и были точны и сопровождались хорошей картографией района,[6] но требовали освежения, тем более, что имелись слухи о больших снежных завалах и полной остановке движения караванов по Музарту. Кроме того, надо иметь ввиду, что все предыдущие русские рекогносцировки Музартского прохода осуществлялись с севера – со стороны Семиречья и Илийского края, с юга – из глубины китайской территории, проход не рекогносцировался. Таким образом, Маннергейму предстояло изучить южные подступы к проходу и соединить cвои съемки с уже имевшимися. Проход имел важное стратегическое значение для России так как являлся кратчайшим операционным направлением при действии русских войск на Кашгар со стороны Семиречья. Проход, большей частью проходяций по одноименному леднику, был открыт только в феврале – апреле и в августе – октябре и при соответствующей инженерной доработке мог обеспечить движение экспедиционного отряда силой в несколько батальонов пехоты с кавалерией и артиллерий. Выход войск через Музартский проход обеспечивал овладение Аксу и перерезал основную линию коммуникаций, связывающих Джунгарию с Кашгарией.



Дорога по Музартскому проходу

13 марта Маннергейм с усиленным караваном (23 лошади) вышел из Аксу и, оставив в стороне большой тракт у местечка Джаам, после двух тяжелых переходов под сильнейшим снежным бураном, через перевал Тупе-даван достиг села Кызыл-Булак у подножия Музартского хребта. От Кызыл-Булага дорога шла в ущелье р. Музарт-дарья, берущей начало от одноименного ледника. Следующие три перехода шли по каменистому ущелью шириной от половины до полутора верст между горными массивами «подавляющей высоты» (по выражению Маннергейма). Каменистая дорога была тяжела, она то переходила через небольшие, но крутые отроги гор, то тянулась по узким и скользким карнизам. Слева от караванной тропы величественно вздымался один из главных пиков Центрального Тянь-Шаня – мистический Хан-Тегри. Внизу под обрывом шумела и пенилась р. Музарт-дарья. Дорога часто переходила с одного берега на другой, и тогда требовалось форсировать реку. В начале марта она была довольно узкой и неглубокой, но летом, при таянии снегов и сильных осадках движение по этому пути полностью прекращалось. В мае –июне река превращалась в бушующий горный поток, несущий с собой большие камни и часто опрокидывающий лошадей.
Обратимся непосредственно к впечатлениям Маннергейма. «18 марта, - писал он, - мы перевалили через ледник Тугр-Мус. Последний перед этим ночлег сделали у Тамга-таш почти у самого основания его в убогом сарае. Выступив еще в сумерках в 6 ч. 20 м. утра, мы достигли поверхности ледника после 4-х часового очень утомительного подъема. Дорога идет зигзагами вверх по почти отвесному ледяному склону. На самом крутом месте вырублено во льду десятка два больших ступеней. На недоступной высокой скале стоит небольшая мазанка, в которой живет 8 сартов-рабочих. В обязанность их вменяется ежедневно вырубать означенные выше ступени, а также устраивать из камней примитивные мостки через трещины, которые образуются во льду. Когда караван подходит, они спускаются к нему навстречу и несут на своих плечах тяжелые вьюки там, где лошади этого не могут. За этот невероятно тяжелый труд сарт или китаец-купец в лучшем случае награждает их несколькими копейками или щепками дров. Последние ценне денег при их безотрадной жизни в этом настоящем орлином гнезде, где редко два дня проходят без снежного бурана...


Перевьючивание каравана после подъема на Музартский ледник

Наверху открывается обширный вид на долину р. Музтаг и на ледник, который между двумя громадными горными массивами тянется на много верст в с[еверо]-в[осточном] направлении, где вдали горы окружают его. Тамга-Таш по анероиду Naudet на высоте 2.685 метров, на месте нагрузки каравана на леднике – 3.230 метров..., а на наивысшей точке за этот день мой анероид, определяющий лишь до 3.600 метров, был недостаточен. На самом леднике пересеченная дорога часто переходит через трещины глубиною в несколько сажен,[7] но настолько узкие, что лашадь не может провалиться, но зато легко может сломать ногу. Поверхность ледника усыпана крупными камнями, которые утилизируются в виде весьма неудовлетворительных мостков поперек трещин. После 4 – 5 часов утомительного движения по льду открывается с севера узкое ущелье с глубоким снегом и еловыми лесами. Дорога втягивается в него. Достигнув в нем недалеко от ледника наивысшей точки, она начинает очень круто спускаться по утоптанной в глубоком снегу тропинке. Только в 11-м часу вечера после безостановочного движения с 6 ч. 20 м. утра достигли мы сарая. Вьюки пришли лишь в 1 час ночи. Переход был особенно тяжел потому, что казак Рахимжанов[8] во время подъема заболел лихорадкою. У него оказалась температура под 40°. Вдобавок ко всему его лошадь поскользнулась и упала в трещину, из которой с трудом удалось вытащить ее. Остановиться было негде, да и топлива не было с собою. На этом переходе я насчитал более 30 конских трупов на снегу, другими словами, павших в течение зимы, а на ночлег пришел одновременно со мной сарт, оставив в глубоком снегу жену и одну дочь, умерших от истощения и мороза. Сам же он отморозил ногу, а вторая дочь руку. В Хан-Яйлыке пришлось сделать дневку, чтобы ехать назад и закончить съемку. Сильный снежный буран во время следующего дня заставил нас радоваться, что накануне не переночевали у рабочих на леднике.
В 2 коротких, но трудных перехода по ущелью реки Тугрысу или Шато-Мусурсу уже на окраине долины Текес достигается деревня Шато, или, вернее, военный пост в одну сотню калмыков племени Зурган-сумун. Дорога часто тянется по узким и очень скользким в зимнее время карнизам. Подъемы и спуски весьма круты. Ущелье лесисто и неописанной красоты. Для движения полевой артиллерии на участке от ледника до Шато пришлось бы сделать ряд подрывных и земельных работ. На самом леднике двигать артиллерию при помощи пехоты возможно. От Шато дорога легка. На второй день переходят в брод р. Текес, что возможно круглый год, так во время половодья переправа совершается на пароме. В 2 перехода доходят до гор, которые на третий день переваливают через Шо или Чачал-даван. Местность ближе к Текесу несколько болотиста. Оба упомянутых перевала не трудны. Через первый из них мне пришлось переходить под снежным сильным бураном. Абсолютная высота перевала 2.680 метров... В этот день скончался от переутомления один из наемных людей при вьюках».[9]
По мнению Маннергейма, музартская дорога «ежегодно требует не только лошадиных жертв десятками, но и человеческих». Изнуренные, плохо снаряженные люди не выдерживали утомлений и лишений пути, который длился 16 – 18 дней. Между тем, это был основной караванный путь, связывавший Кашгарию с Илийским краем, и его состояние красноречиво говорило о мизерности торговли между двумя крупными районами Синьцзяна.
31 марта Маннергейм прибыл в Кульджу, где нашел теплый прием в Императорском Российском Генеральном консульстве. Горная часть экспедиции Маннергейма осталась позади. Впереди лежал долгий и полный опасностей путь в Пекин.[10]

Михаил Басханов

Примечания:
[1] См.: Hopkirk, Peter. Foreign Devils on the Silk Road. The Search for the Lost Cities and Treasures of Chinese Central Asia. London, John Murray, 1980, pp. 177 – 189.
[2] Маннергейм К. Г. Э. Предварительный отчет о поездке, предпринятой по Высочайшему повелению через Китайский Туркестан и северные провинции Китая в г. Пекин в 1906-7 и 8 гг. СМА, 1909, вып. LXXXI, с. 3. Далее по тексту – «Отчет».
[3] Практика командирования офицеров Генерального штаба на постоянной основе в Кашгар в качестве «негласных агентов» была введена Главным штабом в 1899 г. Всего в Кашгар от штаба Туркестанского военного округа было командировано четыре офицера Генерального штаба: капитан Л. Г. Корнилов (1899 – 1901), капитан З. И. Зайченко (1901 – 1902), есаул Чернозубов (1902 – 1904), подполковник В. Г. Ласточкин (1904 – 1906). В служебной переписке их должности именовались как «Офицер Генерального штаба при Императорском Российском Генеральном консульстве в Кашгаре». Основной круг обязанностей – сбор военных и географических сведений о Синьцзяне и сопредельных территориях Британской Индии и Афганистана. Одновременно на них были возложены задачи по командованию консульским конвоем.
[4] Отчет, с. 4 – 5.
[5] См.: Карта Южной пограничной полосы Азиатской России. Лист XII. Каркаралы, Семипалатинск, Зайсанский пост. Масштаб 40 верст в дейме. Изд. ВТО ГУ ГШ, 1910 г. Маршрут, описанный в статье, показан красной линией.
[6] Достаточно отметить следующие экспедиции и рекогносцировки на Музартском проходе: ГШ полковник В. А. Полторацкий (май 1867 г.); ГШ капитан барон А. В. Каульбарс и ГШ подполковник Чайковский (сентябрь – октябрь 1870 г.); ГШ капитан А. А. Шепелев (октябрь 1871).
[7] Сажень – 2,1336 метра
[8] Казак 2-го Уральского казачьего полка, прикомандированный к экспедиции.
[9] Отчет, с. 7 – 9.
[10] В настоящей работе приведены подлинные фотографии Маннергейма, сделанные им в ходе экспедиции в Китай.