Мирза Шафи Вазех (1794-1852)

Мирза Шафи Вазех родился в 1794-ом году в городе Гяндже в семье мелкого ремесленника - каменщика. В этом городе Шафи получил религиозное образование в медресе, в совершенстве освоил арабский и персидский языки, ознакомился с произведениями известных поэтов- классиков. В начале 30-х годов XIX столетия Мирза Шафи преподавал в Гянджинском медресе, где в основном занимался обучением детей письму в стиле "нестелиг". Обладая замечательным художественным талантом, Мирза Шафи с юных лет приступил к художественному творчеству и стал писать стихи под этим псевдонимом "Вазех".



Порой навечно людям остается
Короткая, но мудрая строка. 

***

Что ни пошлет беда, что ни пошлет удача, 
Приемли в жизни все, то радуясь, то плача, 
И если счастье сам ты взять себе не мог, 
Его не смогут дать ни царь земной, ни бог.


***
Мы в суете, как бы гонясь за тенью,
Спешим от наслажденья к наслажденью.
Но наступает время отрезвленья,
Когда и в наслажденье нет забвенья.



***
От сотворенья так уж повелось -
В стихах и в жизни все дороги врозь.
Кто в вышину, кто в глубину стремится,
Но большинство сворачивает вкось.

***
Речь громкая умом порой не блещет,
Речь тихая бывает речью вещей.

***
На звезды мы глядим в полночный час,
А солнце в полдень ослепляет нас,
Так темень лжи, что радость нам приносит,
Приятнее, чем правда без прикрас.

***
Тот страшен, кто во зло другим грешит,
Щадит себя, другому целя в спину.

***
Уж лучше пусть не обретут признанья
Ни доброта твоя, ни дарованья,
Чем жить овеянным почетом ложным,
Пред миром слыть большим, но быть ничтожным.

***
Сея зло от благочестья,
Вечной славы ждут себе,
Но за злобу зерна мести
Прорастают в их судьбе.

***
Для зла в борьбе приемлемы все средства,
Оно не ждет, а лезет напролом.

***
Иной живет, стремясь красиво мыслить,
Другой вершит красивые дела;
Но можно к лику красоты причислить
Лишь то, что к цели Истина вела

***

Считает лишь дурак или злодей,
Что горе совершенствует людей.
Такое мненье сходно с заблужденьем,
Что старый нож от ржавчины острей,
Что от дождей в ненастный день осенний
Вода в потоке чище и светлей. 


***
На звезды мы глядим в полночный час,
А солнце в полдень ослепляет нас,
Так темень лжи, что радость нам приносит,
Милее слова правды без прикрас.

***
Великий дар небес — моя работа.
Не знает счастья, кто не пролил пота,

Ты в горе утешенье мне даешь,
Ты — золото, а счастье позолота.

И надо быть ленивцем и глупцом,
Чтоб от тебя бежать, искать чего-то.

Ты все: и посох мой, и путь прямой,
С пути сверну я — засосет болото.

Быть до могилы преданным тебе —
Вот на земле одна моя забота.

***
Я к свету шел, и путь мой был тяжел,
Но тьму ночную все ж я поборол.
Я через правду к песням приобщился,
Я через песни истину нашел.

***
О соловей, чья песня отзвучала,
Что не поешь теперь ты как бывало?

Ответил соловей: «Я песню пел
Пока мне горе грудь переполняло,

Но расцвели цветы, и я обрел
Все то, чего мне раньше не хватало.

В саду шуршат листы, цветут цветы,
Ушла печаль, и песнь моя пропала!»

***
Красу не оценить
Неискушенным глазом.
Алмазы огранить
Возможно лишь алмазом.

***
Прекрасное нам даром не дают,
Во всякой красоте борьба и труд.

Готовые венки земля не дарит, —
Из сорванных цветов венки плетут.

Алмаз и тот готовым не находят:
Его шлифуют, и гранят, и трут.

***
Бог создал солнце, дал краям земным
Тепло и свет от края и до края,
Бог создал розы и назначил им
Весной в садах цвести, благоухая.

Воздвиг хребты, чтоб на земле его
Белели горы, и ничто другое.
Аллах лишил души все, что мертво,
И наделил душою все живое.

Дал птицам крылья, чтобы ввысь лететь,
И морю волны, чтоб стремиться к суше.
Бог дал мне голос, чтобы песни петь,
И дал вам слух, чтоб эти песни слушать.

***
Вот что сказал один мудрец когда-то:
— Иным из нас без веры страшновато.

Пусть верует несильный человек,
Чье сердце только верою богато.

Пусть вера будет крепостью для тех,
Кто с башен крепостных не целит в брата.

Но зло во имя веры — тоже грех,
А потому расплатою чревато.

Лишь доброта приносит нам успех,
Что зло родит, то не бывает свято.

***
Считает лишь дурак или злодей,
Что горе совершенствует людей.

Такое мненье сходно с заблужденьем,
Что старый нож от ржавчины острей,

Что от дождей в ненастный день осенний
Вода в потоке чище и светлей.

***
Лучше вина без кувшина,
Чем кувшины без вина,
Лучше зерна без мякины,
Чем мякина без зерна.

Лучше деньги без кармана,
Нежели карман пустой.
Лучше и не брать кальяна,
Чем сосать кальян пустой.

***
По кладбищу мы как-то шли впотьмах.
Лежала мгла на плитах и холмах.

Вот новое надгробье в лунном свете.
Здесь богача лежит смиренный прах.

Сказал мой спутник: «Был богач бездетен.
И так всегда скорбел о бедняках,

Что все богатой завещал мечети,
Когда его призвал к себе аллах».

***
Мы, люди, не в подарок жизнь берем,
Мы смертны; нам дают ее взаем.

Но всякий долг дают для возвращенья,
Срок платежа все ближе с каждым днем.

Благодари же мир, лови мгновенье,
Что есть сейчас, то будет ли потом!

Проникни в сущность каждого явленья
И лишь тогда уже суди о нем.

Не будь служителем чужого мненья,
Имей свое сужденье обо всем.

Не требуй, чтобы мир свое движенье
Вершил тебе желаемым путем.

Не мы определяем направленье,
Жизнь движется, и мы за ней идем.

***
Лишь тот на свете обретет счастье,
Кто сам кому-то принесет счастье.

Откуда начало полет счастье,
Туда обратный путь найдет счастье.

Счастливец тот, кто добротой богат,
Кто сам цветет, чужому счастью рад.

Чужое счастье для людей хороших
Порой дороже собственных наград.

А тем, кто зол, всегда живется плоше,
Своим же злом себя они казнят.

Злость человека — тягостная ноша,
И наказание его, и ад.

***
С восторженным и радостным челом
Порой добро бессильно перед злом.
Для зла в борьбе приемлемы все средства,
Оно не ждет — а лезет напролом.

***
Не будь жестоким к тем, что норовят
Тебя обидеть словом или взглядом,
Будь, как гора: когда ее долбят,
Она молчит и раскрывает клады.

Пусть все кругом, не видя в том беды,
Тебе наносят боль без сожаленья.
Пока висят на дереве плоды,
В него бросают палки и каменья.

Будь щедрым в час, когда уж смерть видна,
Уже в преддверьи ада или рая,
Как раковина, взятая со дна,
Что людям дарит жемчуг — умирая.

***
Кто осторожность взял себе в закон,
Тот и нужды в раскаянья лишен.
Тот не подсуден, кто не безрассуден,
Тот, кто благоразумен, — не умен.

***
Коль хочешь мир познать, что скрыт в тени,
Ты в собственное сердце загляни.
А если сам себя познать захочешь,
Смотри, собой себя не заслони.

***
Смешной мой друг, глупец мой дорогой,
На все вокруг взираешь ты с тоской.

Я вижу, как страдаешь ты от боли,
Но ранил ты себя своей рукой.

Мечтаешь о покое и о воле,
И сам же разрушаешь свой покой.

Я так тебе сочувствую, тем боле,
Что на беду себе я сам такой.

***
Над счастьем и несчастьем я не властен,
Но сердцу быть счастливым суждено
Лишь в те мгновения, когда оно
Твоим признаньем собственного счастья Озарено.

***
Бывает очень трудно остудить
Сердца, которые любовь тревожит.
Труднее этого одно, быть может:
Сердца нелюбящих воспламенить.

***
И в молодости и на склоне лет
Мы любим женщин, в том позора нет.
Когда ж они кого-нибудь полюбят,
То им весь свет с презреньем смотрит вслед.

***
Когда тебе хотел я свить венок,
Искал цветы и отыскать не мог.
Теперь, когда уж нет тебя со мною,
Цветут цветы, моих касаясь ног.

***
Кинжал тем лучше, чем острей,
Хоть острый тупится быстрей.

***
Идем к одной мы цели — я и ты.
Одну мы цепь надели — я и ты.

Ты в сердце у меня, я — у тебя,
Все остальное делим — я и ты.

Порой, две рыбки на одном крючке,
Мы дышим еле-еле — я и ты.

Порою, как с орлицею орел,
Мы кружим в беспределья — я и ты.

***
За поцелуй моей любимой смело
Продам я душу и отдам я тело.
За поцелуй я жизнь свою отдам,
В разлуке с милой жить мне надоело.