Забытые имена


 Виленский Замок после осады (на холме).

«Память сыну моему, князю Ивану Даниловичу Мышецкому, да жене моей, княгине Анне Кирилловне: ведайте о мне, убогом: сидел в замке от польских людей в осаде без пяти недель полтора года, принимал от неприятелей своих всякие утеснения и отстоялся от пяти приступов, а людей с нами осталось от осадной болезни только 78 человек; грехов ради моих изменили семь человек: Ивашка Чешиха, Антошка Повар да Сенька подьячий - и польским людям обо всем дали знать. От этого стала в замке между полковниками и солдатами шаткость большая, стали мне говорить шумом, чтоб город сдать; я склонился на это их прошенье, выходил к польским людям на переговоры и просил срока на один день, чтоб в то время, где из пушек разбито, позаделать; но пришли ко мне начальные люди и солдаты все гилем, взяли меня, связали, заковали в железа, рухлядь мою пограбили всю без остатка, впустили польских людей в замок, а меня выдали королю и просили казнить меня смертию, а сами все, кроме пяти человек, приняли службу королевскую. Король, мстя мне за побитие многих польских людей на приступах и за казнь изменников, велел казнить меня смертию».

Князь Даниил Ефимович Мышецкий (1608-1661) - русский дипломат и воевода. Принимал участие в ряде дипломатических вояжей в 1640-50. Служил при дворе. Однако, наиболее отличился, командуя гарнизоном занятой русскими войсками Вильны в 1659-1661, и выдержал почти полуторагодовую осаду в Виленском Замке от польских войск. Выданный в итоге остатками гарнизона в плен, отказался от помилования и был казнен по приказу польского короля. 
     Тело Даниила Мышецкого, согласно его последней воле, похоронили в старинном православном Свято-Духовом монастыре в Вильне. Сама Вильна в конце XVIII века при разделах Речи Посполитой вошла в состав Российской Империи,  а с 1991 года под именем Вильнюс она является столицей независимой Литвы.