ДВИЖЕНИЯ ДУШИ

«В течение земного пути душа не может длительное время сохранять статичное положение:
она либо  поднимается к духовному небу, либо уступает греховным страстям
и бывает низвержена в пропасть адову». 
Развитая православной религией, эта концепция проявляется в традиционной
русской культуре вплоть до  нашего времени. Христианство рассматривает человека как изменяющееся 
во времени и пространстве существо, а не  как нечто раз и навсегда заданное. Людские души передвигаются по четырём этажам мироздания,
попадая  с земли то в преисподнюю, то на воздух, или же удостаиваются неба.
Ад во внутреннем мире человека соответствовал животному началу (бесконтрольному действию  страстей),  земля  ассоциировалась с  социализованным существованием,
воздух — с психическими  состояниям расширенного диапазона, и с психологией масс (коллективным бессознательным),
небеса — с  уровнями бытия и сознания, превышающими достигнутые человечеством
к актуальному моменту. Сюжеты,  связанные  с  различными  станциями  движения души, представлены
на рисованных листах  середины — конца XIX века
из коллекции протоиерея  Владислава  Провоторова 
(Павловская  Слобода,  Московской обл.). Эти листы вклеивались в рукописные  сборники душеполезного
содержания.
 Если «панорама» была слишком большой, то листы складывали гармошкой, а затем читатель разворачивал их.
Учитывая  величину вклеек и степень проработки деталей, можно говорить о сильнейшем впечатлении на зрителя, которое они оказывали.
По своей художественной стилистике рисованные листы
относятся к типу северодвинских лицевых миниатюр, создававшихся, главным образом, староверами.