«В течение земного пути душа не может длительное время сохранять статичное положение:
она либо поднимается к духовному небу, либо уступает греховным страстям и бывает низвержена в пропасть адову».
Развитая православной религией, эта концепция проявляется в традиционной
русской культуре вплоть до нашего времени. Христианство рассматривает человека как изменяющееся во времени и пространстве существо, а не как нечто раз и навсегда заданное. Людские души передвигаются по четырём этажам мироздания,
она либо поднимается к духовному небу, либо уступает греховным страстям и бывает низвержена в пропасть адову».
Развитая православной религией, эта концепция проявляется в традиционной
русской культуре вплоть до нашего времени. Христианство рассматривает человека как изменяющееся во времени и пространстве существо, а не как нечто раз и навсегда заданное. Людские души передвигаются по четырём этажам мироздания,
попадая с земли то в преисподнюю, то на воздух, или же удостаиваются неба.
Ад во внутреннем мире человека соответствовал животному началу (бесконтрольному действию страстей), земля ассоциировалась с социализованным существованием,
Ад во внутреннем мире человека соответствовал животному началу (бесконтрольному действию страстей), земля ассоциировалась с социализованным существованием,
воздух — с психическими состояниям расширенного диапазона, и с психологией масс (коллективным бессознательным),
небеса — с уровнями бытия и сознания, превышающими достигнутые человечеством
к актуальному моменту. Сюжеты, связанные с различными станциями движения души, представлены на рисованных листах середины — конца XIX века
небеса — с уровнями бытия и сознания, превышающими достигнутые человечеством
к актуальному моменту. Сюжеты, связанные с различными станциями движения души, представлены на рисованных листах середины — конца XIX века
из коллекции протоиерея Владислава Провоторова
(Павловская Слобода, Московской обл.). Эти листы вклеивались в рукописные сборники душеполезного содержания.
Если «панорама» была слишком большой, то листы складывали гармошкой, а затем читатель разворачивал их.
Учитывая величину вклеек и степень проработки деталей, можно говорить о сильнейшем впечатлении на зрителя, которое они оказывали.
По своей художественной стилистике рисованные листы
относятся к типу северодвинских лицевых миниатюр, создававшихся, главным образом, староверами.
(Павловская Слобода, Московской обл.). Эти листы вклеивались в рукописные сборники душеполезного содержания.
Если «панорама» была слишком большой, то листы складывали гармошкой, а затем читатель разворачивал их.
Учитывая величину вклеек и степень проработки деталей, можно говорить о сильнейшем впечатлении на зрителя, которое они оказывали.
По своей художественной стилистике рисованные листы
относятся к типу северодвинских лицевых миниатюр, создававшихся, главным образом, староверами.