Абай. Слова назидания.

Абай Кунанбаев (имя при рождении - Ибрагим Кунанбаев)
казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.  На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще.
Слова назидания
 Мудрые  мира  давно  заметили: человек  ленивый  бывает, как  правило,
труслив  и  безволен, безвольный — труслив  и  хвастлив; хвастливый —
труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести,
а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает
добра окружающим.

Пороки  эти  оттого, что  люди  озабочены  только  одним — как  можно
больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они
занялись  земледелием, торговлей, стремились  к  науке  и  искусству, не
произошло бы этого.
Родители, умножив свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей
стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести
праздную  жизнь — досыта  есть  мясо, пить  кумыс, наслаждаться
красавицами да любоваться скакунами.
В конце  концов  их  зимовья  и  пастбища  становятся  тесными, тогда  они,
употребив  силу  своего  влияния  или  занимаемого  положения, всеми
доступными  для  них  средствами  выкупают, выманивают  или  отнимают
угодья соседа. Этот, обобранный, притесняет другого соседа или вынужденно
покидает родные места.
Могут ли эти люди желать друг другу добра? Чем больше бедноты, тем
дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий.
Он  ждет  моего  разорения, я  жду, когда  он  обнищает. Постепенно  наша
скрытая  неприязнь  друг  к  другу  перерастает  в  открытую, непримиримую
вражду, мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных
сторонников, чтобы  иметь  преимущество  перед  противниками, деремся  за
чины.
Потерпевший не будет трудиться, добиваясь достатка иным способом, ни
торговля, ни  землепашество  не  интересуют  его, он  будет  примыкать  то  к
одной, то к другой партии, продавая себя, прозябая в нищете и бесчестии.
Воровство в степи не прекращается. Будь в народе единство, не стали бы
люди  мирволить  вору, который, ловко  пользуясь  поддержкой  той  или  иной
группировки, только усиливает свой разбой.
Над  честными  сынами  степи  чинятся  уголовные  дела  пол  ложным
доносам, проводятся  унизительные  дознания, загодя  находятся  свидетели,
готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы
опорочить  честного  человека, не  допустить  его  к  выборам  на  высокие
должности. Если гонимому ради своего спасения приходится обращаться за
помощью  к тем же  негодяям, он  поступается  своей  честью, если не идет  к
ним  на  поклон — значит  быть  ему  несправедливо  судимому, терпеть
лишения и невзгоды, не находя в жизни достойного места и дела.
Достигнув власти хитростью и обманом, волостные не замечают тихих и
скромных, а  стараются  наладить отношения  с  людьми, подобными  себе —
увертливыми  и  ухватистыми, рассчитывая  на  их  поддержку  а  пуще  всего
опасаясь их вражды.
Сейчас в обиходе новая пословица: «Не суть дела, суть личности важна».
Значит, добиться  намеченного  можно  не  правотою  предпринятого  дела, а
ловкостью и хитроумием исполнителя его.