Человеческий фактор

ОРИГИНАЛ:
 
Как известно, национальный характер во всей своей полноте проявляется в критических и закритических ситуациях, которые происходят в масштабах всего народа.

Для русского человека экстремальная жизнь в принципе, является вполне обыденной и поэтому загадочность русского характера для внешнего наблюдателя связана именно с тем, что повседневная жизнь в России характеризуется древним анекдотом "Я думал, что у меня до вчерашнего дня была тёмная полоса в жизни. Так вот, сегодня я понял, что на самом деле это была светлая полоса".

Десятки классиков исследовали загадочную русскую душу и создавали ее модели. Я не претендую даже на сотую долю процента их таланта, но хотелось бы озвучить одно маленькое наблюдение. Которое прямо связано с сегодняшним (ну, в широком смысле слова) днем.

Большинство внешних наблюдателей всегда отмечало, что русский солдат обладает уникальной и во многом иррациональной стойкостью в обороне. Причем иногда эта стойкость противоречит самой военной логике. Подразделение русских может окопаться возле каких-нибудь трех березок и защищать их от десятикратно превосходящего противника не потому, что это какая-то стратегическая позиция, а вот просто так. Слова "Москва за нами!" имеют столь сакральное значение, что совершенно неважно, что боец в жизни эту Москву не видел, не знает, где именно эта Москва и как далека она от этого болота - русский упрется в эту березу и умрет за нее, хотя любой вменяемый европеец вполне возможно, просто отойдет и займет более выгодную позицию.

Эта особенность наблюдается и в обычной мирной жизни. Если русский человек решит, что эта работа важна, он будет ее выполнять - и выполнит, кстати - невзирая на. Черномырдин, помню, восхищался нашими сварщиками, которые умудрялись варить микронные по точности трубные швы, лежа наполовину в ледяной воде на диком морозе. Потому что Родина сказала - надо. Вот надо прямо сейчас. И он варит. При этом если русский человек не сочтет работу важной - он ее завалит точно так же - невзирая на.

При этом для русского человека не менее характерно совершенно неевропейское и даже неазиатское отношение к руководству. Любому руководству любого ранга. Для русского совершенно нормально, когда начальник дурак. Идиот. Кретин. Трус. Вор. Более того - крайне ненормально, когда начальник не обладает видимыми изъянами. Это даже подозрительно. В обыденной жизни идиотизм начальства вызывает неудобство и чисто русские способы уклонения от начальственных распоряжений и руководящего глаза. В боевой или экстремальной обстановке вполне нормально, если рядовые под руки уводят истерящего или обгадившегося со страха командира в землянку, выносят противника, после чего идут в землянку за распоряжениями.

И только одна ситуация способна превратить рассудительного и спокойного русского солдата в паникера, труса и дезертира - крик "Предали!" Русский человек всегда подсознательно ожидает от начальства предательства. На протяжении всей истории русские руководители всех рангов давали повод для таких подозрений. Вся история России говорит о том, что наиболее тяжелые поражения она терпела не в ситуации, когда противостояла сильнейшему, чем она сама противнику - будь то иноземный захватчик, голод, пожары или еще какие-то катаклизмы - а тогда, когда ее руководство оказывалось в роли предателя. Или проводника чужой воли.

Россия проиграла в Первой мировой войне. При этом линия фронта на момент поражения практически повторяла линию довоенной границы. По сути, сама война территорию России затронула очень мало. Основной мотив развала армии в 17 году - "Предали!" Предательство власти к весне 17 года стало настолько убедительным в головах воюющей армии, что было уже неважно, как там на самом деле. Основным обвинением большевиков, кстати, было тоже обвинение в предательстве - дескать, немецкие шпионы.

Россия выиграла войну с Наполеоном, заведомо превосходящим ее по всем показателям - военной мощи, штабной культуре, темпам наступления. И для этого потребовалось только одно - чтобы Кутузов разрешил русской армии умереть на Бородинском поле. Разрешив армии умереть, Кутузов доказал, что он ее не предаст. Армия сочла, что доказательства были предоставлены убедительные и вынесла Наполеона на пинках.

Сталинские репрессии опирались на поддержку масс только потому, что педалировали именно эту тему - тему иррациональной веры в то, что начальство всегда готово предать. А начальство, кстати, вовсю этой вере соответствовало.

В общем, для России нет более болезненной и тяжелой для массового сознания темы, чем предательство ее руководства. Никакие рациональные доводы и лозунги современных вождей - начиная от Горбачева - не могут избавить их от подозрений в предательстве Родины и народа. А когда эти подозрения подкрепляются весомыми результатами - то ненависть к таким правителям выходит далеко за рамки рационального.

К сожалению, нынешнее российское руководство с каждым днем дает все более увесистые поводы не просто подозревать, а прямо утвержать, что оно предает Родину. Не стану приводить примеры - их есть у нас, да и на виду они.

Это чревато тем, что рациональные способы управления входят в неразрешимое противоречие с традиционно-иррациональными способами борьбы с предательством руководства. Собственно, это способы уже включились и даже прошли ряд обязательных для них фаз.

Во-первых, это чрезвычайная самоустраненность народа от проводимых управленческих мероприятий - будь то провозглашенная модернизация, реиндустриализация, участие в политической жизни, демократизация... Не так давно г-н Юргенс сокрушался пассивностью народа, говоря, что видимо, не ранее года так 20-25 народ, наконец, перестанет пассивно наблюдать за политической жизнью и включится... Г-н Юргенс, несомненно, прилетел с Тау Кита. Он не знает того народа, среди которого он ездит на своем членовозе. Пассивность - это первая и характерная фаза борьбы с властью.

Следующей фазой - и мы уже стали свидетелями её - становится самоорганизация населения в критических ситуациях. Что характерно - эта самоорганизация происходит помимо воли начальства, а зачастую власть напрочь исключается из этих самоорганизующихся ячеек управления. Навскидку можно назвать самые яркие примеры - это самоорганизация людей на пожарах прошлым летом, новогодние события в Подмосковье с их месячным блэкаутом, тот же Манеж. Это еще не массовое явление - но для процесса кристаллизации уже всё готово. Раствор перенасыщен, достаточно его резко взболтнуть, чтобы процесс пошел.

Мне кажется, что вне всяких шуток, сегодняшняя власть переступила некую черту, за которой обратный ход дать уже невозможно. Каким именно будет крушение этой власти - сказать трудно. Совершенно необязательно, что будет бунт, революция или как сегодня в ЖЖ появился фантастический сценарий военного переворота. Проблема в том, что легитимность власти в головах людей упала ниже критического значения. Именно так было в 17, в 91 годах. Незыблемая и мощная власть со всеми атрибутами без звука и потрясений тихо исчезла в течение двух-трех дней. Потрясения были потом - это уже никак не было связано с предыдущей властью, а вот сам процесс исчезновения власти проходил буднично и незаметно. Вчера она была - а сегодня ее уже нет.

Такова цена предательства. Реального или мнимого. В России никогда не различали эти два понятия.