Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
В сегодняшней Армении хачкаров сохранилось, по самым приблизительным подсчетам, около 10 тысяч – ровно столько, сколько было три-четыре века тому назад в одном только городе Джуге (ныне на территории Нахичеванской Республики). Одиночные и сдвоенные, а порой и строенные, эти произведения искусства высотой от 50 см до трех метров, стоят на территории монастырей, в городах и селах, их можно встретить в лесу, на обочине дороги, у самого края ущелья


Отражая идею божественного, хачкар воспринял древнейшие символы вечности. Прежде всего, это крест в круге – знак бесконечности движения, символическое описание безостановочного протокосмического ритма бытия. Другим элементом символики хачкара назовем восьмилучевую звезду, символизирующую неугасимость солнца, бессмертие. Сама звезда, которая издревле воспринималась как эмблема созидания и плодородия, в христианскую эпоху обрела новое звучание после произнесения Христом слов о «звезде светлой и утренней», напоминающей о незримом присутствии Божества.После Х века важнейшую роль в эволюции хачкара стал играть орнамент, свойственный всем видам армянского декоративно-прикладного искусства. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. Ограниченное пространство вокруг креста покрывалось немыслимыми переплетениями линий, выражавших проявление космической энергии в бесконечном движении. Ваятели хачкара придерживались принципа неповторяемости орнамента, и принцип этот заимствован, скорее всего, у ювелирного искусства, где он действовал столь же бескомпромиссно: по неписаному правилу ювелиров высшего класса истинное произведение не должно иметь дубликата. В ХIII веке ажур на хачкаре становится многослойным, и резьба выполняется в двух, а то и трех планах: основной узор вырезается более высоким рельефом. В сплошное каменное кружево виртуозно вплетаются элементы национального орнамента, преимущественно флористические символы, наиболее распространенными среди которых остаются виноградная лоза и гранат – внутри геометрических переплетений. Если в Ветхом Завете виноград равноценен Древу Жизни, а «карфагенское яблоко» – гранат отражает единство космоса в его многообразии, то в христианскую эпоху злак и лоза становятся евхаристическими символами Тела и Крови Христовой. Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» («Всеспаситель»). Одним из лучших образцов такого хачкара является памятник работы мастера Ваграма, стоящий в монастыре Ахпат. К таким хачкарам совершали паломничества, им давали названия, даже воспринимали как силу, способную обуздать стихийное бедствие. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») наделялся умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град.

Но чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Архитектоника букв позволяла мастерам превращать надписи на крест-камнях в самостоятельные произведения орнаментального искусства. Обычно на навершии-козырьке высекалась памятная надпись, более или менее лаконично излагающая историю его создания: «Я, мастер Момик, волею Божией создал сей памятник...».
По материалам сайта:
0 коммент.:
Отправить комментарий