Крест-камень хачкар


Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.
В сегодняшней Армении хачкаров сохранилось, по самым приблизительным подсчетам, около 10 тысяч – ровно столько, сколько было три-четыре века тому назад в одном только городе Джуге (ныне на территории Нахичеванской Республики). Одиночные и сдвоенные, а порой и строенные, эти произведения искусства высотой от 50 см до трех метров, стоят на территории монастырей, в городах и селах, их можно встретить в лесу, на обочине дороги, у самого края ущелья


История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда Григор Просветитель насаждал христианство в Армении. Вместе с учениками он обходил области страны с проповедью Евангелия, а на месте памятников языческого культа – храмов и капищ – воздвигал деревянные кресты в человеческий рост. Служа знаком конфессиональности, кресты водружались и на местах гибели «святых», как именовали себя христиане, – там, где по замыслу Просветителя надлежало построить церковь или основать обитель. Поскольку в ту бурную эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами.Шло время, и спустя два-три века появились первые кресты, вырезанные на прямоугольных каменных плитах, – прообраз хачкара. Но его формирование как жанра декоративного искусства произошло лишь в IХ столетии, когда символ креста растворил в себе символику мирового древа и даже вытеснил сложившуюся к VI веку форму раннехристианских мемориалов – стелы и колонны с изображениями религиозных сценНаиболее древний из известных нам точно датированных хачкаров был поставлен в поселке Гарни в 879 году. Добавим, к слову, что древнейшими надписями на армянском языке считаются три – на Текорском храме (490 г.), мозаичная надпись у Масличной горы близ Иерусалима и надписи, обнаруженные в самом городе
Прямой аналогии хачкарам в других регионах не имеется, разве что кельтские ставролиты в Ирландии, элементы орнаментировки которых совпадают с орнаментом хачкаров. Нашлись ученые, выдвинувшие гипотезу об их возможной взаимосвязи, ссылаясь на путешествие по Ирландии в ХI веке армянских епископов, которые основали здесь свои обители. Возможно, так оно и было, однако поиск нужно вести не только в историческом русле, но и в сфере художественного мышления, постигшего идею сотворения орнамента на теле сурового бесформенного камняЗалежи вулканического камня туфа, из которого ваяется хачкар, имеются в нескольких регионах планеты, но лишь добываемые в Армении его разновидности считаются непревзойденным строительным материалом, поскольку местный туф обладает небольшим объемным весом при удивительной прочности, отличается слабой звукопроводностью, прекрасно сохраняет тепло. Добавьте к перечисленным достоинствам то, что туф легко обрабатывается, вспомните все оттенки этого камня – от черного до розового, и становится ясным, что хачкар просто не мог не перейти в разряд произведений искусства. К тому же работа с туфом выявляет больше нюансов, чем обработка того же базальта, поскольку прожилки в туфе порой сами диктуют «сюжет» орнаментаЦентральную часть каменного полотна неизменно занимает основной символ – крест. Рука мастера выводит его из зерна, плода или круга – то разветвленного, то имеющего форму узорного медальона. «На нашем кресте нет Распятого, – говорит Католикос Гарегин Второй, – наш народ почитает Христа воскресшего». Изначально крест ваяли на гладкой поверхности, а в более зрелый период он стал прорисовываться на плоскости, покрытой резьбой – ради оформления каймы хачкара, через которую выявлялось художественное видение образа креста. Выявление затаенной красоты камня, передающее аскетический дух нагорья и его людей, можно назвать главным художественным принципом искусства хачкара. 
Отражая идею божественного, хачкар воспринял древнейшие символы вечности. Прежде всего, это крест в круге – знак бесконечности движения, символическое описание безостановочного протокосмического ритма бытия. Другим элементом символики хачкара назовем восьмилучевую звезду, символизирующую неугасимость солнца, бессмертие. Сама звезда, которая издревле воспринималась как эмблема созидания и плодородия, в христианскую эпоху обрела новое звучание после произнесения Христом слов о «звезде светлой и утренней», напоминающей о незримом присутствии Божества.После Х века важнейшую роль в эволюции хачкара стал играть орнамент, свойственный всем видам армянского декоративно-прикладного искусства. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. Ограниченное пространство вокруг креста покрывалось немыслимыми переплетениями линий, выражавших проявление космической энергии в бесконечном движении. Ваятели хачкара придерживались принципа неповторяемости орнамента, и принцип этот заимствован, скорее всего, у ювелирного искусства, где он действовал столь же бескомпромиссно: по неписаному правилу ювелиров высшего класса истинное произведение не должно иметь дубликата. В ХIII веке ажур на хачкаре становится многослойным, и резьба выполняется в двух, а то и трех планах: основной узор вырезается более высоким рельефом. В сплошное каменное кружево виртуозно вплетаются элементы национального орнамента, преимущественно флористические символы, наиболее распространенными среди которых остаются виноградная лоза и гранат – внутри геометрических переплетений. Если в Ветхом Завете виноград равноценен Древу Жизни, а «карфагенское яблоко» – гранат отражает единство космоса в его многообразии, то в христианскую эпоху злак и лоза становятся евхаристическими символами Тела и Крови Христовой. Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» («Всеспаситель»). Одним из лучших образцов такого хачкара является памятник работы мастера Ваграма, стоящий в монастыре Ахпат. К таким хачкарам совершали паломничества, им давали названия, даже воспринимали как силу, способную обуздать стихийное бедствие. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») наделялся умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град.Нередко хачкары вмуровывались в стены церквей как память об умерших родных, высекались в окружающих монастырь скалах. Такое зрелище можно наблюдать вокруг скального монастыря Гегардаванк. О создании лучших хачкаров отечественные историографы сообщали как о событии не менее значительном, чем, скажем, строительство церкви.
Но чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Архитектоника букв позволяла мастерам превращать надписи на крест-камнях в самостоятельные произведения орнаментального искусства. Обычно на навершии-козырьке высекалась памятная надпись, более или менее лаконично излагающая историю его создания: «Я, мастер Момик, волею Божией создал сей памятник...».

По материалам сайта: