Реформы..


Осмысляя дискуссию по поводу перспектив сокращения доли высшего образования в России
Предыдущие дискуссии вокруг инициативы Президента РФ Д.А. Медведева сократить долю высшего образования показали, на мой взгляд, непонимание многими того, чем это может обернуться для страны (отсюда наивные рассуждения типа: "ну, может и правда, слишком много у нас специалиистов с высшим образованием, не нужных экономике, всем оно не нужно, не все способны реально усвоить соответствующие образовательные программы" и т.д. и т.п.), а именно того, что таким путём:

-  будет закреплена неразвитость нашей экономики и примитивность её структуры. Курс на увеличение доли рабочей силы низкой и средней квалификации говорит о том, что высокотехнологичный сектор экономики всерьёз развиваться не будет. Как раз если бы была цель развивать передовые производства, то был бы курс именно на увеличение доли специалистов с высшим образованием, работающих в промышленности. Малообразованные специалисты нужны на производствах вчерашнего дня. Для производств дня сегодняшнего, а тем более завтрашнего нужны всё более и более образованные специалисты. Наука, чем дальше, тем больше смыкается с производством и превращается в непосредственную производительную силу общества. Россия рискует оказаться на обочине этого процесса;

-  двух-трёхкратное сокращение числа бюджетных мест в системе высшего образования вкупе с частичным переводом среднего образования на коммерческие рельсы приведёт к катастрофическим социальным последствиям. Молодёжь из небогатых семей будет большей частью фактически отрезана от высшего образования, да и среднего толком получить не сможет (ведь за часть предметов теперь тоже придётся платить). Это приведёт к глубокой сегрегации в обществе. Фактически полноценное образование станет доступно лишь молодёжи из богатых семей и мы получим образование "двух коридоров" и образовательную пропасть между "элитой" и "народом". Соответственно, Россия станет страной "двух культур". Человеку "из народа" станет практически невозможно подняться "наверх".

Образование - важнейший социальный лифт современности. И он будет если не остановлен, то скорость его движения существенно сократится.

Вот этот момент, к сожаленю, многими не осознаётся в должной мере. 

Кроме того, высшее образование даёт человеку общую культуру, системное мировсприятие и просто поднимает человека. Разумеется, не все к этому стремятся, однако для тех, кто стремится не должно быть никаких искусственных ограничений (кои неизбежно возникнут в случае реализации озвученных планов);

- Кроме того надо учитываь, что доля промышленного производства (и вообще "производительной сферы") по мере перехода к постиндустриализму неуклонно снижается и в развитых странах давно уже составляет существенно меньше 50 процентов в структуре экономики. Вот все, кто трудится в "непроизводственной сфере" вполне могут иметь высшее образование (равно как и надо стремиться к тому, чтобы их доля среди рабочих "производственной сферы" была высокой).

Или стране нужны лишь малограмотные потребители/исполнители, неспособные к серьёзному аналитическому мышлению? Ныне Россия по уровню численности людей с высшим образованием находится на уровне развитых стран (http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0375/analit02.php), но в случае реализации озвученных Д.А. Медведевым планов, рискует выпасть оттуда и опуститься до уровня стран "третьего мира". 

Человек с высшим образованием, где бы он ни работал, это системно мыслящий человек, который не будет послушным "винтиком системы". Именно высокий уровень образования народа - прямой путь к гражданскому обществу, которое невозможно в среде малограмотных исполнителей. И если мы хотим построить подлинно демократическое, открытое и свободное общество, то доля людей с высшим образованием в стране должна непрерывно повышаться. Но именно поэтому диктаторские режимы и режимы, основанные на глубоком социальном расслоении всегда так боялись и боятся всеобщего полноценного образования народа: образованный народ никогда не будет мириться с несправедливым общественным устройством. Не в этом ли ключ к причинам современных попыток архаизировать наше образование? 

Если у нас, как заявлено, доля высшего высшее образования опустится до 20 процентов, то и в производственной сфере и в непроизводственной мы лишь закрепим:

- своё отставание от передовых стран;
- дикое социальное расслоение в обществе дополнится ещё и образовательным расслоением.

Максим Иванович Жих