Приметы милой старины

Нонна Марченко. Приметы милой старины




Качели
  В  отличие  от  зимних  праздников,  когда  главное  веселье  сосредоточивалось  возле  высоких ледяных гор, весенние и летние гулянья называли «под качелями».
 «Вы можете смеяться, но утверждаю смело, что одно просвещение рождает  в  головах охоту
 к народным  гульбищам», — писал Карамзин. В Петербурге качели  строили на Исаакиевской
и Адмиралтейской площадях, и они оставались до ранней осени. Качели были самые
разные — круглые, маховые, подвесные; их украшали всякими изображениями
и флагами. Около качелей сооружали разнообразные балаганы, воздвигали деревянные горы для катания. Выглядели  они  так  же,  как  зимние  ледяные  катальные  горки:  желающие
  прокатиться  по  лесенке поднимались  в  павильон,  поставленный  на  высокие  столбы,
 и  оттуда  в  маленьких  колясочках  по деревянному  отполированному  желобу,  снабженному
 по  бокам  бортиками,  эти  любители  острых ощущений отправлялись вниз, и, хотя горка спускалась  отлого, к концу разбега коляска летела с бешеной скоростью... 


  Вокруг  качелей  разбивали шатры  для продажи  крепких напитков,  разносчики на  каждом
шагу предлагали  лакомства  и  закуски,  на  балконах  балаганов  дурачились  паяцы,  выделывая «штуки».  Вот столпился народ около человека  с небольшим  ящиком. У  ящика
   спереди два увеличительных  стекла,  а внутри  с  одного  катка  на  другой  перематывается 
длинная  полоса  с  изображениями  разных  городов, знаменитых  битв,  портретов  полководцев  и  так  далее.  Зрители «по  копейке»  глядят  в  стекла — одновременно смотрят
двое, а за ними стоит толпа, ожидая свой черед. Раешник передвигает картинки и
приговаривает: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь,
большая в нем колонна, куда поставили Наполеона; в двенадцатом году наши солдатики были в
ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражались. А эфта, я вам доложу-с, французский царь Наполеонт, тот самый, которого батюшка наш, Александр Благословенный,
 сослал на остров Еленцию за худую поведенцию...»
  Не обходилось на ярмарочной площади и без театра — большого балагана, построенного из
грубо сколоченных свежеструганых сосновых досок. Таким в пушкинское время был театр
Лемана — его даже освещали настоящие люстры, а в отделке лож использовали бархат. Перед небольшой сценой находилась оркестровая яма на двенадцать — пятнадцать музыкантов,
 к ней примыкал ряд открытых лож, а за ложами шло два или три ряда кресел.
 Ложи и кресла имели отдельный вход с первой линии и отдельный выход на
вторую  линию —  здесь места  были  нумерованные. От  остальной  части  зала  ложи  и  кресла  отделялись глухим барьером. За барьером шли «первые места» —  семь-восемь рядов
 скамей, за ними, на более покатой части пола, — десять — двенадцать рядов скамей «вторых мест», дальше еще один прочный барьер, а за ним стоячие места — сколько втиснется.
  Представления обычно начинались в полдень и заканчивались в девять часов вечера или позднее.Каждый спектакль продолжался тридцать — сорок минут и повторялся сеансами пять-шесть раз в день.
Этот балаган пользовался особенно большой популярностью. «Северная пчела» в 1834 г.
писала: «Леман покажет  вам  чертей,  скелеты,  ад,  пожар,  убийства,  но  он  добр  по  природе,  и  потому  если  убьет  кого-нибудь, то через минуту опять воскресит; если оторвет
 Пьеро голову, то, из жалости, опять скоро возвратит ее туловищу; если разрежет Арлекина на части, то немедленно склеит их... Из всех его убийств ни одно не огорчает, а все заставляют смеяться...»