Может быть, они из падших ангелов?

    "Вы любите собак?" - спросил меня один приятель, с которым мы на  "вы".
Я только что прочел  статью Винченцо Консоло, и чувство долга побуждает меня
быть великодушным. Мне следовало бы сказать, что я из-за собак не сплю ночей, пишу
сонеты, покупаю им галеты. Но это было бы вранье. На самом деле псы меня смущают.
В них есть какая-то загадка. Хотя, как было уже сказано, собаки не похожи на людей,
их поведение на удивление антропоморфно. Как будто бы собака учится на человека и
готовится к экзаменам на добротное и смачное перевоплощение. Сдаст их - станет обезьяной. Жаль, что собаки склонны относиться к людям как к высшим существам.
Мне доводилось видеть псов, которые с почтением взирали даже на меня. Уж это
слишком! Я сожалею также, что собаки любят совершать хорошие поступки. Ни от
одного  кота  такого  не дождешься. Собака, дай ей волю, пошла бы  в  сестры
милосердия. И  все-таки им  не  откажешь в обаянии. В чем  оно,  сказать  не
так-то просто. Может быть, они из падших ангелов?

     Есть  что-то  в них  от  пасынков судьбы,  и их  тщеславие мне  кажется
неискренним;  как будто  они были изгнаны из  рая за сомнительные  анекдоты.
Собаки   мне   напоминают   первоклассных   комиков,   которые   разыгрывают
уморительные сцены  с чинным видом. Выглядят они серьезно, чуть тоскливо,  и
мастера  отягощать нас  комплексом вины. Рабы они  или тайные хозяева?  Лиц,
предрасположенных  к умеренной депрессии, О. Генри называл "людьми,  которые
выгуливают псов".
     Пожалуй,  мне понятно, в  чем непростое  обаяние  собак  и  за  что  их
невзлюбил  Винченцо Консоло. Уже  несколько веков, как собаки перестали быть
животными в том смысле,  в котором  мы  считаем  таковыми тигров и  жирафов.
Собака отказалась от всех своих психологических характеристик и стала чем-то
новым.  Чем?  Осмелюсь заявить: симптомом.  Пес-животное, симпатичный шумный
фантазер уже не существует; место его занял странный, не строго генетический
продукт тревог, лишений, прихотей, хандры, досады цивилизованного человека.
     Современная собака - порожденье нашего  сознания,  так же как  кошмары,
привидения и даже некоторые  ангельские лики -  дивные,  но  неестественные.
Вот: тысячелетия собака  была  естественной,  как воздух и цветы, сегодня же
она,  подобно  нам самим,-  искусственная  выдумка,  изобретение.  Возможно,
человек  и   пес  -   единственные   существа  на  свете,  которые  достигли
окончательной необратимой неестественности. Собака - наш  невроз, знак того,
с чем нам удается в полной мере сжиться. А интересно, символом какой болезни
служим мы для пса? Той, что сделала его рабом.
                                                       Джорджо Манганелли