Омерзение

Эх, короли, короли... Сукины вы дети, а не короли!

В.С. Пикуль "Пером и шпагой"



Депутат Госдумы от "Единой России" Александр Коржаков, известный тем, что возглавлял при Ельцине Службу безопасности президента, но был со скандалом уволен, после чего выпустил две книги "откровений" о Ельцине и его семье, выступил с очередной их порцией в "Московском комсомольце".

По просьбе газеты он прокомментировал ЖЖ-блог дочери Ельцина Татьяны Дьяченко (Юмашевой), в котором она с недавних пор развлекает многочисленных читателей подробностями личной жизни и воспоминаниями о "лихих 90-х", когда она была одной из крупнейших политических фигур страны.

В первую же очередь Коржаков заявил, что записи в ЖЖ Дьяченко редактирует ее нынешний муж, бывший глава администрации президента Валентин Юмашев - чувствуется "его стиль". Сама же дочь Ельцина, как утверждает экс-глава Кремлевской охраны, косноязычна.

Причем именно Юмашев был серым кардиналом при Ельцине, заявляет Коржаков, которого также наделяли этим "статусом". "Этот "товарищ" интриговал против всех. Это он привел в Кремль Березовского. И всегда он был таким, потому что носил каждый месяц Ельцину деньги якобы с лондонского счета и несколько минут тогда мог быть с ним наедине, и никто тогда не проверял и не знал, что он ему говорил", - цитирует Коржакова газета.

От кого именно Юмашев носил деньги, он, впрочем, не знает. "Во всяком случае, Ельцину наплели, что открыли счет в английском банке, куда капает гонорар за его книгу, которую только и делают, что переиздают по всему миру. Ельцин поверил. Потом у нас многие политики стали писать книги, чтобы оправдать получение денег. Но это все сказки для дурачков", - говорит он.

Зато бывший руководитель ельцинской охраны знает, где эти деньги лежали: "В сейфе, где хранились самые секретные документы советской власти, том самом, где пакт Молотова-Риббентропа лежал". "Ключ от этого сейфа у меня был, - продолжает Коржаков. - Кое-что оттуда не предали огласке и при Путине, и долго еще не предадут - много чего власть у нас натворила. Я знаю, какие документы там лежали, но не скажу - подписку давал".

Деньги хранились в этом сейфе "аккуратненькими стопочками", вспоминает он. Но сам Ельцин, по его словам, будучи "по-своему честным", денег никогда особенно не видел. "Всю зарплату у него жена отбирала, а ему клала в карман десятку - мало ли, вдруг пригодится. И когда он получал эти пачечки - тысяч по 15, то столбиками их укладывал в сейф", - рассказывает Коржаков.

Другим "личным кассиром" семьи Ельцина был Роман Абрамович, говорит он. По его убеждению, Татьяна Дьяченко в самых лестных выражениях отзывается о нем во всех своих записях и немногочисленных интервью, потому что Абрамович в 1997 году каждый месяц приносил ей в Кремль "нормальный такой чемоданчик с долларами".

"Носили примерно по 180-200 тысяч, потому что чемоданчик, который таскали, примерно столько вмещает. Я же не говорю, что ей каждый месяц носили по миллиону - для миллиона чемоданчик нужен побольше", - усмехается Коржаков, отмечая, что не боится судебной ответственности за эти слова. "Если уж дойдет дело до настоящего разбирательства, я найду ребят, которые стояли тогда на посту и все видели", - заявляет он.

Что касается Березовского, то он, по словам экс-главы президентской Службы безопасности, "свои деньги в жизни никому не давал": "Да вы что, удавится! Чужие только передавал". Причину того, почему Дьяченко пишет про Березовского далеко не так хорошо, как про Абрамовича, Коржаков видит в необходимости "лизнуть Путина". "Чувствуется: ей не очень хочется писать, что он плохой. Но приходится, потому что нужно лизнуть и Владимира Владимировича, который, видите ли, терпел-терпел, но потом не вытерпел и выгнал Березовского за границу".

Интересен пассаж и про шикарную недвижимость за границей, которой, по многочисленным слухам, владеет или пыталась завладеть дочь Ельцина. Сама она, напомним, активно от этих слухов открещивается. "Вот она пишет, что ни дворцов, ничего у нее нет. Да если сейчас по-настоящему начать искать, найти тех ребят из ее охраны, что ездили во Францию смотреть виллу, настоящий замок, который она собиралась купить на Лазурном Берегу… - "мечтает" Коржаков.

Слухи об этом замке, по его словам, не подтвердились, потому что она его покупать не стала. "А людей посылала, чтобы посмотрели, как там все, сфотографировали... Не знаю, может, конечно, она не себе замок искала, а для Бориса Николаевича, но ездили люди из ее охраны", - утверждает он.

Также экс-охранник Ельцина в подробностях "вспоминает" эпизод, после которого дочь первого президента России, как она говорит, перестала доверять Березовскому. Тот, по ее версии, записал на пленку ее конфиденциальный "антикоржаковский" разговор с главой Национального фонда спорта Борисом Федоровым.

Согласно рассказу Коржакова, эту тайную беседу организовал опять же Юмашев, заставивший "негодяя Федорова" натравить на него, Коржакова, дочь Ельцина. "Юмашев привез ее к Березовскому в "ЛогоВАЗ" (отношений особых у них тогда еще не было, я знаю - я все про них знаю), и Федоров по договоренности с Юмашевым там ее настращал. Они были втроем: Березовский, Федоров и она. Но Березовский оказался хитрее всех: он потом сразу прибежал к Барсукову (Михаил Барсуков в 1995 -96 годах возглавлял ФСБ - прим. ред.) и принес пленку этого разговора... Это когда они захотели меня съесть, они придумали все эти сказки для Ельцина, как Коржаков мочит всех. Чего же тогда я ходил и хожу без охраны и ничего не боюсь, если у меня руки по локоть в крови? Она, кстати, и Чубайсу это наплела, и он думает, что у меня руки по локоть в крови", - рассказывает он.

"Так вот Юмашев, когда узнал, что Березовский отдал кассету Барсукову, сломя голову побежал ко мне. Я-то думал, он больше не покажется, а он прибежал в спорткомплекс и там в раздевалке упал передо мной на колени в прямом смысле. Рыдал как маленький ребенок: "Саша, прости меня, я больше никогда не буду! Меня бес попутал, это Березовский!" И я, дурак, его простил! Надо было выгнать поганой метлой из штаба и еще по физиономии дать и сделать так, чтобы не пускали его никуда больше".

Отдельно Коржаков прокомментировал обвинения дочери президента в свой адрес. В своем блоге, да и ранее в интервью, Дьяченко отнесла его к "писателям-чекистам", расценивая его публикации как "тупость, подлость и предательство". В частности, она утверждает, что по поручению Ельцина Коржаков отвечал за контроль над финансами во время президентских выборов 1996 года. По ее словам, после неудачной попытки арестовать на выходе из Белого дома активных участников предвыборной кампании - Лисовского и Евстафьева - с предназначенными на оплату выступлений артистов 500 тысяч долларов в коробке из-под бумаги для ксерокса, глава Службы безопасности был уволен, но, уходя, украл все финансовые документы, и впоследствии предал их гласности.

На это Коржаков ответил, что финансами не занимался - за эту сторону дела отвечали Черномырдин, Чубайс и замминистра финансов Кузнецов. Задержание (не арест, подчеркивает он) Лисовского и Евстафьева было проведено по просьбе самого Ельцина. "И откуда, интересно, у меня могли появиться ВСЕ финансовые документы, если меня уволили задолго до конца выборов?", - задает риторический вопрос экс-начальник Кремлевской охраны. (Как напоминает МК, он был уволен 20 июня 1996 года, а второй тур выборов прошел 3 июля).

Что касается преданных гласности документов, то те, что приведены в книгах о Ельцине, не являются финансовыми. Но они подлинные и несекретные, подчеркивает автор. По его словам, эти документы были у него по должности - как у члена Совета по выборам.

"Она меня тупым, негодяем называет - а что же тогда ее отец такого тупого держал рядом с собой 11 лет? Прочтите, как он меня характеризует в своей книге. Это объективная характеристика. Конечно, у меня есть особенности, я из рабоче-крестьянской семьи, и военная среда людей огрубляет, но слова "честь" и "честность" для меня не пустой звук", - говорит Коржаков.

Еще одно обвинение дочери Ельцина относится к парламентским выборам 1997 года, на которые Коржаков шел по тульскому одномандатному округу. Дьяченко утверждает, что он тоже "черным налом" платил артистам за концерты в свою поддержку. Ельцину якобы показали соответствующие документы, но он не дал делу ход.

Комментарий Коржакова: "Неправда это все. Бесплатно артисты в мою поддержку выступали, и письма соответствующие от них есть".

Однако судиться за клевету он не намерен: "Это она должна была со мной судиться - если считает, что я ее папу оскорбил. Но что-то ее папа не обиделся, хотя книгу мою он читал, я знаю. А у нас судиться с разными негодяями - себе дороже".

Впрочем, тут же он сообщает, что прочел в интернете книгу про Путина, первая глава которой называется "Заговор Коржакова". "Я думал, книга художественная, но нет, и автор очень "знающий" оказался - такое на меня навесил! Мечтаю его найти, и, если книга выйдет, вот на него я в суд подам. И не чтобы миллион с него содрать, а чтобы посадить за клевету", - заявляет экс-глава Службы безопасности Ельцина.
Взято здесь: