Московские учебные заведения в 1839 году.

Дневник немецкого полковника Ф. Б. Гагерна





18-го сентября 1839 г. Кадетские корпуса всей России воспитывают в общем 10. 000 ч[еловек], причем 2. 000 — 3. 000 выпускаются офицерами в полки ежегодно, и то едва удовлетворяют этим потребностям армии. В то время как в других странах не знают, что делать с массой молодых людей, ищущих офицерского чина, в России в них чувствуется еще недостаток. Быстрота производства и карьеры — вот главная причина, почему в России нечего опасаться революции: здесь не существует главной причины недовольства.

Однако в России тоже производят опасные опыты. Кантонисты (т. е. дети солдат) получают образование, но только в значительно большем объеме, чем того требует их ближайшее назначение (быть унтер-офицерами и писарями); великий князь Михаил справедливо заметил, что это может иметь очень пагубные последствия. <…>

19-го сентября. Мы отправились с эрцгерцогом и осмотрели университет: здесь показывали нам русские и славянские старопечатные книги. Мы видели кабинет естественных наук и в нем цельный скелет мамонта (elephas primigenius). P. достал мне пучок волос мамонта, найденного с кожей и волосами во льду Лены в Сибири; я сохранил эти волосы; быть может, они самые старшие в этом Mиpе; от льда они сделались несколько рыжеватыми.


Оттуда мы отправились в различные воспитательные заведения: Александровский институт, основанный во время холеры для бедных детей-сирот, стоит ежегодно 300. 000 рублей; воспитывается там 300 мальчиков и девочек. Девушки делаются обыкновенно гувернантками и учительницами, и их разбирают очень охотно. Я должен заметить, что многие из этих девушек были красивы, с очень приятным выражением; так как я не замечал этого нигде в России среди беднейших классов, то думаю, что причиной этому, главным образом, лучший уход.

Потом мы осмотрели женский пансион или институт св. Екатерины для 300 девушек-дворянок. Пенсионерка стоит 700 р. (ассигнациями). Я заметил среди них очень мало хорошеньких, большею частью все бледные лица. Здесь мне рассказывали, что девушки легче и быстрее выучиваются французскому, чем немецкому (наоборот, чем в Царском Селе), по всей вероятности потому, что на французском более говорят и упражняются. Даже в этих женских воспитательных заведениях выправка военная и натянутая, ни одного свободного движения. <…>

20-го сентября. Мы посетили Воспитательный дом; огромное здание, могущее поместить в себя до 8. 000 человек. Он содержит 800 детей, мальчиков и девочек, но в общем ежегодно до 28. 000 найденышей получают в нем или воспитание, или приют, или, по меньшей мере, помощь. Ежегодные издержки превышают 3 миллиона рублей. Большая часть детей находится в деревнях на попечении мамок; большинство детей и кормилиц, виденных нами, крайне безобразны; у многих цвет лица оливковый. Нас уверяли, что в Poccии на счет государства воспитывается до 58. 000 найденышей.

В других странах существует сомнение в целесообразности и нравственном значении воспитательных домов, в России же нисколько, потому что желают приращения народонаселения и нуждаются в нем. Найденыши свободны от военной службы, почему — сказать не могу. Бедные женщины или же желающая родить секретно находят приют здесь; последние, если желают, могут быть в маске. Выплативши 100 рублей, можно потребовать своего ребенка из воспитательного дома обратно.


Гагерн Ф.Б. Россия и русский двор в 1839 г. Записки немецкого путешественника Гагерна // Русская старина. 1891. Т. 69. Январь. С. 16—19.

Взято здесь: