Почему православные крестятся справа налево, а католики-слева направо .



Б. А. УСПЕНСКИЙ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
И САКРАЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВО

Противопоставление правой и левой стороны универ-
сально для человеческой культуры, однако реализация
этого противопоставления в разных культурах и в раз-
личных условиях оказывается различной. При этом пра-
вой стороне, как правило, приписывается положитель-
ное, а левой — отрицательное значение.
Особое значение имеет противопоставление правого
и левого в религиозных обрядах.
Иллюстрацией сказанного может служить разный по-
рядок крестного знамения у православных и у католиков:
как известно, православные крестятся справа налево, а
католики — слева направо. Так же, как и католики, кре-
стятся и монофизиты (армяне, копты, эфиопы, сирий-
цы)16; в свою очередь, несториане крестятся так же, как
православные.
В обоих случаях правая сторона рассматривается как
правильная или же благоприятная сторона, которой при-
писывается безусловно положительный смысл: соответ-
ственно, крещение справа налево может быть мотивиро-
вано тем, что начинают с правой стороны (что вооб-
ще считается нормальным, подобно тому как нормаль-
ным считается действовать правой рукой, вставать с пра-
вой ноги и т. п.); между тем крещение слева направо
может быть мотивировано тем, что обращаются к
правой стороне.
Такое объяснение, однако, оказывается недостаточ-
ным.



Мы можем утверждать, что это различие обуслов-
лено также и тем, с чьей точки зрения определяется само
противопоставление правого и левого.
Действительно, в православной традиции человек
крестится справа налево, но другого крестит слева напра-
во, и так принято действовать вообще при благословении
кого-либо или чего-либо. В обоих случаях крест начи-
нается с правого плеча того, на кого полагается крестное
знамение; можно сказать, что в обоих случаях крест кла-
дется справа налево, если иметь в виду точку зрения
объекта действия — того, к кому обращено кре-
стное знамение (на кого кладется крест).
Вплоть до ХІV в. нам не известны на Западе предпи-
сания креститься слева направо, не упоминающие о на-
личии другой, противоположной традиции, — при том,
что древность данной традиции (обычая креститься слева
направо), вообще говоря, не вызывает сомнения.
Еще в ХVІ в. в западной церкви был возможен как
тот, так и другой способ совершения крестного знаме-
ния.Обычай креститься слева направо окончательно возоб-
ладал в католической церкви лишь после Тридентского
собора (1545—1563)41; по всей видимости, это связано с
контрреформацией (поскольку контрреформация предпо-
лагала вообще унификацию обряда с целью объединения
католической церкви). Предписание креститься именно (и
только) слева направо было, по-видимому, установлено
папой Пием V (1504—1572; папа с 1566 г.). В изданном
им «Missale Romanum» (1570 г.) о крестном знамении го-
ворится: «Благословляющий себя самого обращает к себе
ладонь правой руки со всеми пальцами, сложенными
вместе и простертыми [т. е. открытую ладонь], и делает
крест ото лба к груди и от левого плеча к правому. Если
же благословляет другого или другое, обращает [ладонь]
мизинцем [т. е. ребром] к тому, кого благословляет, так-
же благословляя вытянутой правой рукой со всеми паль-
цами, равно сложенными вместе и простертыми; что со-
блюдается при каждом благословении»42. Пий V пытался
вообще унифицировать католический обряд, стремясь к
его обособлению: так, например, он запретил причаще-
ние под двумя видами, принятое в Германии, а также бо-
гослужение по греческому обряду; в этом контексте
обычай креститься слева направо мог рассматриваться
как специфический католический обычай, отличный от
греческого.

Поскольку до конца ХVІ в. католики могли крестить-
ся как слева направо, так и справа налево, тот или иной
способ крещения не мог служить предметом полемики и
они не могли обвинять греков в том, что те неправильно
крестятся; напротив, греки, которые всегда крестились
справа налево, воспринимали крещение слева направо
как специфический католический способ и при этом бе-
зусловно неправильный. Так, на ІV Константинополь-
ском (так называемом Софийском) соборе 879 г. греки
обвиняли латинян в том, что те «в изображении креста
начинают с левой стороны, вопреки Писанию, где правая
сторона предпочитается левой».
Движение слева направо при изобра-
жении креста может пониматься как движение от мрака к
свету, от греха к спасению и т. п. В свою очередь, движе-
ние справа налево может пониматься как очистительный
ритуал, освящающий человека и ограждающий его от
всего греховного. Оба эти момента присутствуют в ка-
техизации, где наряду с благословением, санкционирую-
щим обращение катехумена к Богу, совершались экзор-
цистские ритуалы, прогоняющие диавола, что отвечает
отречению от Сатаны при крещении: в самом обряде кре-
щения отрицание от Сатаны непосредственно связано с
объединением (вступлением в духовный союз) с Хри-
стом.
В одном случае крестное знамение призвано выра-
зить стремление человека к Богу и вечной жизни, в дру-
гом — торжество Бога над диаволом, победу над смер-
тью. Соответственно, в одном случае крестное знамение
предстает прежде всего как молитва (т. е. акцент де-
лается именно на обращении к Богу), в другом же — как
исповедание или декларация (веры), т. е. вы-
ражение догматической истины, приобщающей человека
к Богу: таким образом выражается причастность Богу,
пребывание под Его покровительством, что, собственно,
и выступает как щит, охраняющий человека от влияния
злых сил.
Разумеется, крестное знамение является и тем и дру-
гим: в самом этом действии изначально заложен как тот,
так и другой смысл, которые органически сочетаются
друг с другом: речь идет именно об акцентах, которые
актуализируются в той или иной традиции.
«О сложении перст», толкование протопопа Аввакума:
«...Вознести на главу, — являетъ умъ нерожденный:
Отецъ роди Сына, прев™чнаго Бога, прежде в™къ в™ч-
ныхъ. Таже на пупъ положити, — являетъ воплощеніе
Христа, Сына Божія, отъ святыя Богоотроковицы Маріи.
Таже вознести на правое плечо, — являетъ Христово воз-
несеніе, и одесную Отца с™д™ніе, и праведныхъ стояніе.
Таже на л™вое плечо положить, — являетъ гр™шныхъ
отъ праведныхъ отлученіе, и въ муки прогнаніе, и в™чное
осужденіе»

Как движение руки, так и сложение перстов при со-
вершении крестного знамения выражает у православных
основные догматические идеи; соответственно, тому или
иному способу его совершения придается принципиаль-
ное значение (в отличие от католиков, где, как мы виде-
ли, могли сосуществовать разные способы совершения
крестного знамения). Отсюда, в частности, споры о пер-
стосложении могут иметь на Руси именно вероисповед-
ный характер, что особенно ярко проявилось в расколе,
вызванном реформами патриарха Никона