Иностранцы о России

Путешествия Гилльбера де-Ланноа в восточные земли Европы в 1413-14 и 1421 годах
.





Великий Новгород — удивительно большой город; он расположен на большой равнине, окруженной большими лесами, и находится в низкой местности среди
вод и болот. Посреди упомянутого города течет большая река по имени Волхов (Wolosco). Город обнесен плохими стенами, сделанными из плетня и земли,
тогда как башни каменны. Этот город независим и имеет общинное правление . Здесь есть епископ, который представляет как бы их начальника
(Новгородским владыкою в это время был Иоанн). И содержат они, равно как и все прочие pyccкие в Руси, которая очень велика, христианскую религию
по своему обряду, такому же как и у греков. Они имеют замок, расположенный на берегу упомянутой реки, и в нем соборная церковь св. Софии, которую они почитают,
и там живет их упомянутый епископ.

Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами (Bayares), и там есть такие горожане, которые владеют землей
в 200 лье длины, богаты и могущественны удивительно. Монета их состоит из кусков серебра, весящих около 6 унций — без оттиска, потому что вовсе
не куют золотой монеты, а мелкая их монета состоит из мордок белок и кун. Они имеют в своем городе рынок, на котором продают и покупают себе женщин, имея на это право,

(но мы, истинные христиане, (francs сristiens) не осмелились бы сделать этого никогда в жизни) и покупают своих женщин одну вместо другой за кусок или за два
серебра как сойдутся — так, чтобы один дал достаточно другому.

Женщины носят волоса, заплетенные в 2 косы, висящие сзади на спине, а мужчины — одну косу. Я был девять дней в этом городе, и упомянутый епископ
присылал мне каждый день более 30 человек с хлебом, мясом, рыбой, буковыми орехами , пореем, пивом и медом, а вышеупомянутые тысяцкие и посадники дали
мне обед самый странный и самый удивительный из всех, виденных мною когда-либо. В ту зиму было так холодно, что занимательно было бы рассказать о стужах,
которые там были, потому что мне приходилось ехать в стужу (pour le froit).

Одно из чудес, производимых холодом, состояло в том, что, когда проезжали по лесам, слышно было, как деревья трескаются и раскалываются сверху донизу
от мороза. Там случается видеть, как замерзшие глыбы конского помета разлетаются вверх от мороза. И когда ночью приходилось спать в пустыне, то мы
находили свою бороду, брови и веки обмерзлыми от дыхания человеческого и полными льдинок, так, что, проснувшись, едва можно открыть глаза.

Другое чудо холода я видел: я поставил глиняный горшок (pot de terre), наполненный водою и мясом, утром, на огне, на одном озере в пустыне; в одно и
тоже время я видел как вода кипит на одной стороне и мерзнет на другой.

Еще иное чудо от холода я видел там: 2 серебряные чашки, весящие три троасские марки (mars de Troye), которыми я набирал воду для питья в одном озере,
подо льдом, одной ночью, в то время, когда я держал их в моих теплых руках, примерзли к моим пальцам, и, когда я их опорожнил, и вложил одну в другую,
oни смерзлись от мороза так, что при поднятии одной приподнималась и другая.

Зимою не продают на рынке Великого Новгорода ничего живого: ни рыбы, ни мяса поросят, ни бараньего мяса, ни птицы никакой; это, убито и заморожено.
И во всей этой стране находятся зайцы, совершенно белые летом и совершенно серые зимою (Вероятно, типографская ошибка; следует все же читать –
«совершенно серые летом и совершенно белые зимою». Вернее: «…совершенно белые зимою и совершенно серые летом»
Все сеньоры Новгорода Великого владеют 40 тысячами конницы и бесчисленною пехотою. Они часто воюют с соседями и особенно с рыцарями Лифляндии и
выиграли прежде много больших сражений.
Отъезжая из Великого Новгорода с целью посмотреть свет, я поехал по образцу купцов в один укрепленный город государства и сеньории русской
по имени Плесков. Нужно проехать 30 немецких лье с большими лесами, от упомянутого Новгорода до Пскова.
Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями, и в нем находится один очень большой замок, куда ни один истинный христианин (franc cristion)
не может войти, не подвергаясь опасности смерти (qu’il ne luy faille morir). Этот город лежит в устье двух рек: Moede и Плескове
(Псков лежит при впадении р. Псковы в р. Великую. Река Великая названа у Ланноа Moede — трудно сказать почему.).
Он управляется сам собою (et est seignourie a par luy), но в зависимости от государя Московского (dessoubz le roy de Moeusco). В то время, когда я
был там, их князь был изгнан [и выпровожен], и я его видел в Новгороде (Изгнанный князь был Константин Дмитриевич. Вот что говорится по этому поводу
во 2-й псковской летописи: «В лето 6921… (1413). Тогож лета князь Константин отъехал в Новгород…».). Pyccкие этого города имеют длинные волосы,
распущенные по плечам, а женщины имеют круглую диадему на макушке (deriere leurs testes), как у святых.