Русский язык и принудительная социализация

О проблеме языка говорят, когда в обществе что-то неладно. К примеру, первая Орфографическая комиссия собралась в 1904 году, когда Россия стояла на пороге войны и революции.

Сегодня говорить о языке модно, и таких разговоров оказывается очень много. Но есть группа людей, которым заведомо недостаточно говорить - у них нет иного выхода, кроме как решать проблемы, связанные с языком. Это педагоги и те, кто готовится ими стать.

И состав решаемых проблем здесь никак не ограничивается технологией. Решать приходится и те проблемы, которые явно выходят на уровень идеологии, а значит, решение их должно обсуждаться существенно шире, в рамках профессиональной корпорации.

Для педагогов видны три комплекса языковых «идеологических» проблем:

1. Язык и его преподавание оказываются тесно связаны с национальной политикой. Для больших городов это – проблема номер один. Да и в небольших населенных пунктах с заметным количеством иноязычных мигрантов эта проблема тоже стоит достаточно остро.

2. «Обеднение» языка – или, во всяком случае, существенное изменение состояния его лексического фонда, – сопровождающееся выпадением заметной его части из актуального употребления.

3. Изменения в отношении к языку и со стороны широких слоев, и со стороны профессионального сообщества как часть изменений в общественном сознании.
Читать дальше: